Поклонники Бейонсе давно заскучали по новым видео и песням r`n`b-королевы, однако совместный клип Бейонсе и Coldplay«Hymn for the Weekend» был встречен критикой за поверхностное понятие индийской культуры. И когда, казалось бы, все уже успокоились, Бейонсе делает шах и мат: после полутора лет молчания Queen Bey выпускает «Formation» — самое непристойное, «грязное», рисковое, сочное, злое и стильное видео Бейонсе за всю карьеру.
сполненный гордости за черную культуру Америки и уже привычного для Бейонсе торжества феминизма, «Formation» — это однозначное, прямое политическое высказывание, затрагивающее весьма болезненную для американского обществу тему расовой дискриминации и стандартов красоты вроде «белой худой женщины на обложке». Не в бровь, а в глаз, что называется.
Поводом для столь эффектного и противоречивого возвращения послужил Месяц Черной Истории (Black History Months), также популярный к/ак Месяц Афро-Американской Истории в Америке — ежегодное триумф в США, Канаде и Великобритании, призванное почтить память выдающихся людей и важных событий в истории африканской диаспоры.
Центральным посланием стала подмостки, где офицеры перемещают ладони на рукоятки пистолетов, но вместо того, чтобы палить, поднимают руки наверх, и камера показывает нарисованную баллончиком на стене надпись: «Stop Shooting Us» — «Хватит стрелять в нас».
Бейонсе — многоплановый игрок, потому «Formation» нельз/я свести к о/дной лишь политике. Расовая дискриминация, права человека, стандарты красоты «белого общества», отрицание и принятие таких вещей, как «африканский нос», «африканские волосы» или «африканский задница» — это понятия, неразрывно между собой связанные. О чем Бейонсе и поет:
I like my baby hair, with baby hair and afros / I like my negro nose with Jackson Five nostrils.
А затем метко и без стеснения заявляет, что помнит, откуда она родом:
My daddy Alabama, my Momma Louisiana / You mix that negro with that Creole / make a Texas bama. Earned all this money but they never take the country out me / I got hot sauce in my bag, swag.
«Да, я заработала все эти средства, однако навсегда останусь деревенщиной» — это говорит Бейонсе, давая постигнуть, что пословица «Можно вывезти девушку из Техаса, но Техас из девушки – никогда» и генезис со знаменитого американского Юга с его потомками темнокожих рабов с плантаций, «черными мамочками» и «бамами» (самопрозвище афроамериканцев из не самых обеспеченных районов, означающее что-то вроде «деревенщина», «провинциал») — не предлог стесняться себя и того, к/ак ты выглядишь и говоришь.
Ложный стыд за свое генезис иллюстрирует подмостки, где Бейонсе предстает в изысканном белом платье из коллекции Alessandra Rich Spring 16 и шляпке Chanel в окружении таких же элегантно одетых девушек с идеально приглаженный спиной и чопорно поджатыми губами — они сидят в гостиной плантаторского дома, изо всех сил пытаясь напоминать на благородных белых барышень.
Последовавшее чрез 24 часа за клипом «Formation» выступление Бейонсе на финале чемпионата Национальной футбольной лиги США «Супербоул» в этом смысле — вторая часть громкого заявления. Воинственно настроенная Бейонсе в жакете, преднамеренно скопированном с образа Майкла Джексона 1993 года, в окружении танцовщиц в кожаных костюмах и черных беретах – это прямая апелляция к униформе «Черных пантер» — радикального движения США 60-70-х гг., боровшегося за права черных. Тольк/о, в отличие от Мартина Лютера Кинга, «Пантеры» выступали за силовое сопротивление. «Черные пантеры» взяли в руки оружие в 1966 году в Окленде, штат Калифорния – это в/сего в 50 милях от Санта Клара, где проходил «Супербоул».
ПРАВДА, КAК ТУТ НЕ ВЫРУГАТЬСЯ МАТОМ, bitch