Ныне Стиву Джобсу исполнился бы 61 год. В то в/ремя, к/ак гардеробы людей из развитых стран переполнены одеждой, возникает тренд на сознательное потребление, которое является противоположностью консьюмеризма – то имеется того самого общества потребления, одним из создателей которого и был Стив Джобс. Маркетинг Apple ежегодно заставляет нас покупать больше, менять телефоны чаще – даже если это нам не по карману. С другой стороны, ты можешь обладать айфон 6s, однако выглядеть нарочито модно – т/ак, будто специально собирался – уже не модно.
За последние несколько лет кроссовки из обуви для спорта стали ежедневной городской обувью, которую носят – и в пиршество, и в мир – с платьями, юбками, джинсами, брюками и т.д. Произошло упрощение моды в сторону стиля casual. Впрочем, законы развития цивилизации таковы, что каждая цивилизация старается сначала к усложнению, а затем, достигнув пика сложности, передовые люд/и эпохи первыми понимают: простота – вот настоящая роскошь. Взять, хотя бы, этап расцвета абсолютной монархии в Европе в XVII-XVIII веках, во в/ремя которого в моду вошли т/ак высокие, замысловатые парики и шляпы-корабли, кружева, фижмы, корсеты, многочасовой макияж, декольте, оставляющие неприкрытыми соски знатных дам, и туфли на высоких каблуках и платформах, что ни мужчины, ни женщины не могли вольно передвигаться, облекаться и раздеваться без помощи слуг. Упрощение не заставило себя ждать: на волне революции в моду вернулась античная простота. Дамы отказывались от корсета и нижних юбок, украшательство стало почитаться неприличным. Появилась т/ак называемая «голая мода». И, начиная с этого времени – стык XVIII-XIX веков – мода с переменным успехом боролась за отречение от в/сего лишнего.
Последняя вал этой тенденции пришла из США. Уже во в/ремя войны Америка всерьез влияла на модную индустрию, ведь многие европейские модные дома временно переехали в Нью-Йорк. В то же в/ремя, не малый бизнес начал менять свою ориентацию в США. Из бывших гангстерских городов вроде Чикаго и Детройта он переехал в солнечную Калифорнию. Там стал складываться образ успешного американца: загорелого, спортивного, в удобной, не сковывающей движений одежде, в солнцезащитных очках, футболке, шортах или джинсах, кроссовках и, разумеется, на талии у него красуется belt bag. Последние 15-20 лет офисы всех самых влиятельных в мире компаний находятся на Западном побережье США: Apple, Twitter, Starbucks, Google, Facebook, напоследок . И, конечно: как одевается герой современности Марк Цукерберг? Точно, джинсы, футболка и кроссовки. В этом вся Калифорния, в этом – весь секрет его влияния. Джинсы носит и основатель Twitter Джек Дорси, и основной Nike Марк Паркер, и президент Starbucks Говард Шульц. Джинсы же носил и Стив Джобс. 80-90% работников Google носят на работу джинсы и, наверняка, большинство жителей Лос-Анджелеса тоже выбирают джинсы и кроссовки, биркенштоки или кроксы. Простота подчеркивает, что вам больше не нужно пускать пыль в очи и демонстирировать свою успешность с помощью одежды, ведь демонстративное потребление – основа общества консьюмеризма – это черта, свойственная развивающимся странам и «дорвавшимся» индивидам. В общем, глупо к/ак-то.
С/тиль Стива Джобса сделал его одним из самых узнаваемых людей в мире. Джинсы Levi`s 501, черная водолазка и кроссовки . С его образом связана самая изощренная и тонкая модная игра, в которой ныне участвуют миллионы людей. Реч/ь, разумеется, о нормкоре. Во в/ремя поездки в Японию в начале 1980-х Джобс спросил у основателя Sony Акио Морита, отчего все работники компании носят униформу. Оказалось, что после войны и оккупации Японии у людей прост/о не было довольно одежды, потому крупные компании выдавали рабочим одежду для ежедневной носки. Со временем это стало частью корпоративной культуры, призванной объединять людей. Вдохновленный этим случаем, Джобс захотел завести униформу и для своих сотрудников, однако эта идея вызвала неодобрение и с треском провалилась. Тогда Джобс попросил своего друга, известного японского дизайнера Иссея Мияки, выковать для него универсальный гар/дероб – униформу для повседневного ношения. Мияки прославился к/ак великий инноватор и был одним из первых дизайнеров, творивших на стыке моды и высоких технологий. В общем, он создал для Джобса несколько сотен черных водолазок. Когда Стив показывал собственный шкаф, заколоченный черными водолазками, он повторял: «Этого мне хватит на всю оставшуюся жизнь».
Т/ак и родился нормкор – задолго до того, к/ак надевать безразмерные джинсы, кроссовки New Balance и носки с сандалиями стало мейнстримом. После Стива Джобса нормкор становится нишей для людей, пытающихся изловить дух времени. Он перестает быть дешевым и переселяется на обложки Vogue и «не таких к/ак все» брендов, откуда скоро спускается в инстаграмы знакомых девушек. К/ак и любое субкультурное и контр-культурное движение вроде хиппи, битников, панков и других, гиковский нормкор из униформы «самых умных» и работников Силиконовой долины становится подобный же попсой, к/ак в свое в/ремя – джинсы. И если Стив Джобс был, возможно, самым искренним нормкормщиком в мире, подарившим нам право одевать что угодно с чем угодно и совсем не обращать внимания на моду, то не удивительно, отчего нормкор 2013-14 годов в итоге превратился в феерию Gucci.