Почему нам сложно забыть обиду: ответ психолога

Мы решили помочь нашим читателям в поисках ответов на самые волнующие вопросы, создав рубрику «Ответ психолога». Один раз в неделю мы будем публиковать ответы на сайте. Отвечает практикующий психолог, кандидат психологических наук – Валерия Цыхоня.

Почему нам сложно забыть обиду: ответ психолога

Оскорбление как состояние знакома, пожалуй,  каждому. Оскорбление – это реакция на события, поступки других людей, которые не оправдали наших ожиданий.  Эта реакция родом из детства: в раннем возрасте за нас решали старшие, а мы находились в пассивной малоинициативной позиции. Этак, думала, что родители на выходные купят мне что-то или отведут прогуливаться в интересное пункт, а они остались со мной дома. И совсем неважно, какие у них на то были причины, важно, что я ждала, а они этого не сделали, а сама я покамест не могу этого. Потому психологи связывают обиду ранними «эго-состояниями».

Зрелая личность, вряд ли станет попадать в это эмоциональное состояние, которое, к слову,  чревато уходом из контакта с человеком, порчей отношений,  неконструктивностью в общении, разумеется и попросту отравляет жизнь обижающемуся.  Человек  в более зрелой жизненной позиции скорее задастся вопросом о том, что я могу сделать, чтоб будто-то исправить мое поза? Или чем руководствуется иной человек, когда ведет себя подобным образом?

Зрелость позиции можно проследить даже в использовании определенных речевых конструкций. Этак, человек испытывающий обиду будет винить кого-то в своих бедах и сообщать: «ты повинен в том, что я…», а человек из более зрелого «эго-состояния» скажет: «мне больно слышать, то, что ты говоришь, однако мне будто, что ты не хочешь мастерить мне больно». Обратите внимание, что фокус в речи открыто смещен с «ты» на «я». Тому, кто обижается, собственные переживания интересны в контексте поступков другого. Этак бывает, когда мы чувствуем, что мир несправедлив к нам или, что все вкруг неправы, а нам приходится будто-то быть с этим. Позиция зрелая, изначально обращена на себя, свои переживания и интересы и тут присутствует открытый деятельный поведенческий компонент: реорганизовать ситуацию этак, чтоб максимально минимизировать все дискомфортные переживания. Ну-ка-ка-ка что в подобный ситуации можно сделать? Можно произнести о том, что тебе неприятно, можно сделать первоначальный шаг на встречу, можно найти возможность ублаготворить надобность самому и не на худо обидчику, а для себя.