Ныне «человеку-этикетке», «красному кутюрье» и самому любимому западному модельеру в СССР — Пьеру Кардену! — исполняется 92 года. «В 60-х газеты писали, что я был одним из трех самых известных французов в мире, — говорит он. — Хотите знать, кто были другие двое? Генерал де Голль и Бриджит Бардо».
В своем возрасте Пьер Карден все еще бодр и полон планов, а его модная империя не устает изготовлять рубашки, костюмы и даже зажигалки «от Пьер Карден».
Пьер Карден
Однако модельер вовсе не француз — он родился и вырос в многодетной итальянской семье, где был 11-м по счету ребенком, и его настоящая фамилия — Кардин, а не Карден. Выговаривать его имя по-французски стали в Париже, где он начинал карьеру, работая в модном доме Dior в памятном 1947 году. Собственно тогда Кристиан Диор представил новый, послевоенный образ женщины — New Look.
BEATLES, МОЛОДЕЖНАЯ МОДА И ЛЮБОВЬ
«Битлы» в костюмах Pierre Cardin
Прежде всего, кутюрье вошел в историю как создатель новой, молодежной моды эпохи сексуальной революции. До 60-х в моде были зрелая женственность и традиционная мужественность, так что 18-летние девчонки носили платья тех же фасонов, что и степенные матроны.
«Диоровская» мода 50-х
Когда Карден показал первую мужскую коллекцию, ливерпульская четверка разом же оценила удлиненные пиджаки без ворота и зауженные брюки-«дудочки» на пуговицах.
«Битлз» в пиджаках без воротника Pierre Cardin
После нововведений в мужскую моду Карден пошел дальше и предложил молодым женщинам носить короткие трапециевидные сарафаны на бретелях, леггинсы, а высокие лаковые сапоги-чулки на платформе сочетать с мини и водолазкой.
Авангардную, спортивную, молодежную моду 60-х во многом задавал Пьер Карден
Он одевал прекраснейших женщин планеты: Бриджит Бардо, Софи Лорен, Джеки Кеннеди, Марлен Дитрих, Бьянку Джаггер (кстати, выходила замуж за Мика Джаггер Бьянка Джаггер в смокинге Ив Сен-Лоран, надетом на голое тело, и произвела фурор в моде 70-х) и Жанну Моро, которая нередко фотографировалась в его «космических» платьях. Кроме того, с Жанной Моро их связывала длительная любовная связь.
Пьер Карден и Жанна Моро, 1965 год ФОТО: Douglas Kirkland, westwoodphoto.com
Жанна Моро в фильме «Лифт на эшафот», 1957 год
«Я любил ее шесть лет, — вспоминает Карден. — Хотел от нее ребенка, однако она не могла иметь детей. Я не думал о наших отношениях как о сексе. Это была моя самая поэтическая любовная история, а у меня было немало любовных историй».
«ЧЕЛОВЕК-ЭТИКЕТКА»
Пьер Карден вывел дефиле на улицу, а моду — в массы. Показ «Пустыня, весна-лето 2008»
В 1959 году Карден провел показ в универмаге Printemps на бульваре Осман, главной улице «больших магазинов» Парижа. Члены синдиката модельеров были в ярости! Ведь, переместив дефиле в универмаг, Карден, по их мнению, дискредитировал высокую моду. Это событие положило задел направлению pret-a-porter — более дешевой и массовой одежды для обычных людей, чем платье haute couture, доступной лишь элите и богатым буржуа.
Идея носить пиджак и кеды принадлежит Пьеру Кардену
Кроме того, Карден придумал новую схему распространения одежды под своим именем: модные новинки, сшитые из хороших, однако недорогих материалов, он продавал через тот же универмаг Printemps. Это привело к появлению в 70-х современной системы лицензирования и продажи имени бренда для производства продукции. Кроме одежды, под маркой Pierre Cardin в 140 странах мира продаются зонтики, зажигалки, прогулочные коляски, коньяк, маринованные огурцы и даже пуговицы.
КОЛГОТКИ
Пьер Карден, цветные колготки
В 60-е совместно с мини-юбками появились и колготки. Первыми на новинку обратили внимание Диор и Карден, однако колготки Кардена выгодно отличались от «второй кожи для дамский ножек» Диора. Во-первых, колготки «от Карден» имели систему размеров и были упакованы в красивые коробочки.
Ныне колготки Pierre Carden доступны практически каждой женщине
Раз, в одной из коллекций прет-а-порте Карден одел моделей в черные колготки. Это вызвало невиданный резонанс! Ведь в приличном обществе считалось, что черные чулки или колготки можно натягивать только после семи вечера, а ранее – такой же дурной тон, как бриллианты за завтраком. Однако эксперимент удался и черные колготки стали привычным и практичным дополнением повседневного образа.
ГАГАРИН, Я ВАС ЛЮБИЛ
«Космическая» мода 60-х
«Советский астронавт Юрий Гагарин открыл мне новый мир, мир огромного бескрайнего космоса, чем навек покорил меня как человека и художника», — признался Пьер Карден. Его знаменитая коллекция под названием Space («Космос») вошла в учебники по истории моды и оказала огромное воздействие на моду всего десятилетия.
Коллекция Space
Pierre Cardin «Space Age», 1967
В Space были представлены те самые мини-сарафаны, похожие на скафандры, колготки в разноцветную полоску, юбки с бантами, напоминавшими лопасти двигателя самолета, водолазки в «лапшу» и ставшие легендарными сапоги-чулки, которые пользовались популярностью даже в СССР (правда, уже в 70-е годы).
«КРАСНЫЙ КУТЮРЬЕ»
Пьер Карден на Красной площади в Москве в 1963 году
После того влияния, которое на Кардена оказал полет Гагарина в космос, кутюрье впервые приехал в Советский Союз. Там он познакомился с Майей Плисецкой, которую впервые увидел в балете «Кармен» — главной и самой трагической роли первой балерины. «Я влюбился с первого взгляда, и мы стали дружить. И с тех пор шил костюмы ко всем ее постановкам. Первые были для «Анны Карениной», после — «Вешние воды», «Чайка»… Майя не попросту великая балерина ХХ века — воплощение Танца, символ русской культуры».
Пьер Карден и Майя Плисецкая
Майя Плисецкая в наряде Pierre Cardin
После Карден нередко приезжал в СССР, по его эскизам шили костюмы к спектаклю «Юнона и Авось», однако именно благодаря Майе Плисецкой в менталитете советских женщин 1970-1980-х годов платье «от Кардена» ассоциировалась с настоящей французской модой. Героини «Служебного романа» и «Самая обаятельная и привлекательная» мечтали не о костюме «от Диора», а собственно «от Кардена». А среди мужчин, чья молодость пришлась на 70-80-е года, закрепилась устойчивая ассоциация: рубаха «от Карден» — дорого, шикарно, статусно.
Героиня Муравьевой, Надя, в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» примеряет платье «от Кардена», какое она так и не решилась приобрести
Таким образом, Пьер Карден стал первым западным кутюрье, какой пришелся «ко двору» в СССР и во Франции его стали именовать «красным кутюрье», имея в виду его симпатию к коммунистической стране. Карден активно способствовал восстановлению дружеских отношений между Союзом и Западом. Так, он оплатил заграничные гастроли актерам мюзикла «Юнона и Авсь», а после и организовал международное турне. Также он шил костюмы поэту Андрею Вознесенскому и для постановок Ленкома.