ВЫШИВАНКА VITA KIN
Первым из мировых дизайнеров к украинскому костюму обратился Жан-Поль Готье. В 2005 году, после визита в Украину, Готье представляет свою осенне-зимнюю коллекцию, в которой отчетливо прослеживаются большевистские, русские, милитари- и «восточные» мотивы — и украинская вышиванка. Главная женщина современной моды — генерал на шпильках Анна Винтур — признала ее лучшим творением кутюрье, о чем свидетельствует декабрьская обложка Vogue 2006 года с Гвинет Пэлтроу, одетой в платье Jean-Paul Gaultier Fall 2005. К/стати, свои платья Готье назвал «Буковина», «Крым» и т.д., а зал, в котором проходил показ. поделил на секторы «Львов», «Житомир», «Харьков» и другие названия украинских городов.
«УКРАИНСКАЯ» КОЛЛЕКЦИЯ ГОТЬЕ
Чрез несколько лет бохо-очарованию вышиванки поддался Джон Гальяно, заправлявший тогда в Dior. «В Украине удивительные женские народные костюмы. Мы пересмотрели немало литературы по истории этой одежды», — рассказывал о создании коллекции стилист Дома Жульен Дис в 2008 году. Однако несмотря на яркие вспышки интереса к вышиванке в начале XXI века, последние лет сто она пребывала в забвении — к/ак р/аз с того времени, к/ак украинская интеллигенция на голом энтузиазме пыталась сохранить аутентичную вышивку в молохе наступавшей индустриализации. Мы уже писали о том, к/ак одевалась Леся Украинка, говорили о дендистских замашках Тараса Шевченко, а вот Иван Франко стал одним из первых, кто приспособил вышиванку к современной ему одежде: Франко носил вышитую народную сорочку под вполне европейский пиджак — в таком виде он и смотрит на нас с двадцатигривенной купюры.
ДО ЭПОХИ МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ВЫШИВАНКА БЫЛА СВОЕГО РОДА ДОКУМЕНТОМ НАРОДА, СБОРНИКОМ ЕГО МИФОВ, ВЕРОВАНИЙ, ИСТОРИИ, КАРТИНЫ МИРА И ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Т/ак продолжалось до второй половины XIX века, покамест среди населения не распространилась хотя бы минимальная грамотность, позволявшая декламировать газеты. Примерно в те же годы популярность обретает снимок и к/ак следствие — открытки, которые начали изготовлять массово. Естественно, те отвечали вкусам самой широкой аудитории. т.е. были довольно аляповатыми и, что уж греха таить, безвкусными: т/ак называемый мещанский «лубок» предвосхитил пошлую туристическую мишуру на современных раскладках. Чтоб ублажить спросу потребителя, издания стали печатать схемы вышивки, скопированные с модных открыток. Т/ак появилась вышивка «крестиком» — простая, понятная и доступная любому желающему заняться на досуге рукоделием. Совместно с брокаровскими узорами, любимыми представителями купеческого и мещанского сословий, размножились всевозможные «павы», «райские птицы», «розы» и другие попсовые орнаменты, сформировавшие вкусы многих поколений семей и которые сейчас считаются исконно украинскими.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ «Отечество», 1887 г.
Название «брокаровские узоры» пошло от фамилии коммерсанта Генриха Брокара, какой разработал уникальную технологию производства духов и в 1864 году открыл фабрику в Москве, где особое внимание — экая диковинка для Российской империи того времени! — уделялось упаковке: этикетки заказывались именитым художникам, а Брокар и его супруга Шарлотта известны к/ак одни из самых успешных предпринимателей XIX века и новаторы в сфере рекламы. Рекламируя собственный товар, они выпускали листовки с образцами орнаментов, которые можно было вышивать крестиком. Рукодельницы приходили в восхищение.
БРОКАРОВСКИЕ УЗОРЫ — ЭТО ХОХЛОМА НА УКРАИНСКИЙ ЛАД
Особливо популярной была французская роза на миллиметровой бумаге, с которой легко можно было перетянуть рисунок вышивкой крестиком на домотканое полотно. Вышивали розу обыкновенно красными и черными нитками, порой разноцветными. С легкой руки Брокара ни о/дин украинский рушник не обходился без «розочки». Эта натуралистичная роза в букетах или в линейных раппортах стала самым популярным элементом вышивки и понемногу стала вытеснять другие символы растительной орнаментики. Естественно, интеллигенция пришла в ужас, а Олена Пчилка называла всю эту витальную роскошь для бедных «попсоваными зразками» и «шматком якогось московського ситцю».
СОВРЕМЕННЫЕ ВЫШИВАНКИ 2KOLYORY: ОРНАМЕНТЫ ВИНОГРАД И РОЖА
К/стати, о розах. Нередко аутентичный символ украинской орнаментики — рожу — путают с «розой» — мол, наименование созвучно. На самом деле произошло обыкновенное замещение: т/ак к/ак для украинцев конца XIX-начала ХХ веков роза была неким изысканным заморским чудом, то ее изображение скоро приобрело смысл пожелания (или демонстрации) богатства, счастья, успеха и в целом сытой и благополучной, «красивой» жизни. Изначально же рожа была символом женского рода, роженицы, Матери, и является одним из основных элементов украинских орнаментов. Известны случаи, когда на вышиванках распускали рисунок, чтоб ослабить влияние знака на род, т/ак к/ак верили, что рожа помогает женщине рожать к/ак можно чаще, ведь чем больше семейство — тем сильнее род.
АУТЕНТИЧНАЯ ВЫШИВКА НИКОГДА НЕ ЗАТЕВАЛАСЬ РАДИ ДЕКОРА. ВЫШИВАНКА — ЭТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОБЕРЕГ
Первую одежду наши пращуры изготавливали из коры дерева, которую называли «луб», а одежду из луба – лудина. На Волынщине имеется слово лудин — «одежда». Со временем, в процессе развития языка, «лудина» трансфрмировалось в «людина». Иными словами, «людиной» стал именоваться тот человек, у которого была о/дежда.
ВОЛОШСКАЯ ВЫШИВАНКА
Украинский с/тиль хранит много следов особенного взаимоотношения к вышиванке. «Родился в сорочке» — так говорят про человека, какой пережил страшное скорбь или прост/о чудом избежал крупных неприятностей. В понимании наших предков защита сорочки — а сорочка в/сегда была вышитой — заключилась в том, что она служила оберегом. «…и рушник вишиваний на щастя дала» — не случайные слова всем известной песни: в этих строках говорится о том, что мама хотела защитить своего ребенка с помощью заложенных в орнамент вышивки знаков.
УКРАИНСКАЯ ВЫШИВКА — ЭТО ЗАКОДИРОВАННАЯ ЗНАКАМИ МОЛИТВА
Еще в дохристианскую эпоху верили, что душа человека находится в груди, потому на мужской рубашке непременно присутствует нагрудный орнамент. Женщины же носили жупаны или жилетки, прикрывавшие тело, потому женские сорочки богато украшались вышивкой на рукавах. Кроме того, узором в/сегда украшались края одежды: манжеты, ворот и полы. Считалось, что это те места, чрез которые к человеку могут пробраться злые духи, ведь собственно на руках, шее и подоле открывается доступ к телу. Вышивка в этих местах имела оккультное резон, а символы на ней — это в первую очередность обереги. Девичью сорочку украшала вышивка на рукавах, кругом горловины и по низу подола. Замужние женщины украшали подол юбки более широкой вышивкой, чем у девушек, потому что орнаменты дополнялись символами рода мужа.
ОТКРЫТКИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Мария Васильевна, сооснователь бренда современных вышиванок с аутентичной вышивкой 2KOLYORY, рассказывает о значении кодирования в украинской вышивке:
КОГДА МАТЬ ВЫШИВАЛА СОРОЧКУ СЫНУ, ОНА ЗАКЛАДЫВАЛА В Рисунок СИМВОЛЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ЕГО ЗАЩИЩАТЬ И ОТРАЖАТЬ ЖЕЛАННЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА: СИЛУ, СМЕЛОСТЬ, МУЖЕСТВЕННОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ
В этом контексте увлекательно смысл черного цвета в вышивке. На Подолье че:рный считался символом плодородия и цветом земли — богатого и щедрого чернозема. Разрозненно стоит отметить и т/ак называемые сокальские рубашки. В этом районе Львовщины даже свадебные рубахи вышивались черным на сером льняном полотне, а вот в Полесье черный цве/т считали символом смерти и скорби. О черных борщевских вышиванках существует предание — такая же мрачная и красивая, к/ак знаменитая борщевская вышивка. Когда-то на одно из сел на Борщевщине напали татары, загнали всех людей в святилище и сожгли. Спаслась только о/дна девочка — дочь вышивальщицы. Когда она выросла, то завещала двадцати поколениям в память о казненных односельчанах вышивать рубашки черными нитками.
ПОДОЛЬСКАЯ ВЫШИВКА: ЖЕНСКАЯ ВЫШИВАНКА ИЗ ВИНИЧЧИНЫ, КОНЕЦ XIX ВЕКА
По иной легенде, борщевские женщины после навалы татар увидели поле, усыпанное телами погибших мужчин, и в знак небывалой скорби стали вышивать свои рубашки черным цветом. В/сего в украинской вышивке пять главных цветов: белоснежный, алый, черный, синий и же:лтый. Встречаются также зеле:ный и аквамариновый, который носили женщины в возрасте или маленькие девочки, которым еще далек/о о замужества.