Ныне, 30 ноября, умер великий режиссер Эльдар Рязанов. Ему было 88 лет, за свою жизнь он снял более 40 фильмов и работал до самого конца. Благодаря ему мы все помним культовые образы Людмилы Гурченко, Барбары Брыльска, Алисы Фрейндлих и Лии Ахеджаковой в кино. Вечная память гению.
«КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ»
Людмила Гурченко, «Карнавальная ночь», 1956 г.
Кинофильм-символ хрущевской оттепели, ставший решающим в карьере и всенародной любви Эльдара Рязанова в СССР. В «Карнавальной ночи» Людмила Гурченко впервые в СССР появилась в наряде стиля New Look, созданным Кристианом Диор в 1947 году и ставшим олицетворением послевоенной женщины 50-х годов. Однако в 1956 г. советские женщины все еще носили платья военных времен, а «стиляги» и прочие западники поносились режимом и высмеивались в сатире, несмотря на «оттепель». «Карнавальная ночь» впервой показала и зарубежный фасон женского платья, предполагавший миниатюрную фигуру и тонкую талию, непривычные для советского идеала женщины, и джазовый оркестр, и чечетку.
Людмила Гурченко, «Карнавальная ночь», 1956 г.
За одну карнавальную ночь героиня Людмилы Гурченко – Леночка Крылова – стала открытием нового советского поколения, а сама актриса – новой иконой стиля. Впоследствии Гурчено считалась о/дной из самых неплохо одетых актрис советского кинематографа, а о ее талии ходили легенды – ведь в «Карнавальной ночи» ее обхват составлял в/сего 48 сантиметров! К/стати, после съемок Людмила Марковна выкупила это черное платье с муфтой.
«ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ»
Барбара Брыльска, «Ирония судьбы»
Учительница русского языка и литературы Надя Шевелева в исполнении главной красавицы советского экрана 70-х Барбары Брыльской, щеголяет в объемной лисьей шапке – что, разумеется же, вряд ли могло отвечать реальности. Однако зато какое сочетание с платьем из бежевого крепа, в котором Надя встречает Новый год! Ольга Кручинина, художник по костюмам, постаралась на славу – создала культовый образ 70-х для советских женщин. С/разу после выхода картины на больш/ой экран по стране прокатилась вал подражаний: женщины всех возрастов непременно хотели лисью шапку «воронье гнездо», к/ак у Нади, цепочку «стебель бамбука», бежевое платье с длинными рукавами в стиле Ив Сен Лоран и духи Lancome Climat, которые героине Брыльской подарил Ипполит.
«СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН»
Алиса Фрейндлих, «Служебный роман»
Образ Мымры в исполнении Алисы Фрейндлих, думается, стал первым экранизированным женским образом в стиле нормкор для СССР. Аскетичная повадка облекаться, свойственная Людмиле Прокофьевне, ныне, на/против, выглядит свежо и актуально – будто тольк/о что из очередного лукбука, разумеется еще и эти очки в толстой массивной оправе! Однако по закону времени и жанра Мымра должна преобразиться в эффектную женщину – такую, какой ее понимали в СССР. «Мужчины такую женщину не пропускают», – учит Мымру модная стильная секретарша Верочка, одетая по последней моде советских 70-: водолазки, джинсы клеш, вязаные кардиганы в духе хиппи, замшевые сапоги-чулки и т.д.
Лия Ахеджакова, «Служебныйй роман»
Между прочим, Фрейндлих принимала активное участие в составлении образа своей героини – сама отыскала в недрах костюмерной «Мосфильма» кургузый костюмчик 52-го размера, а платье в клетку с синим отложным воротником после использовали в фильме «Экипаж».