Три главных образа из разных эпох – три кардинально разных женщины, чей с/тиль стал олицетворением их времени: соблазнительница, эксцентричная муза и феминистка. Остальные – в галерее.
ДИАНА ДЕ ПУАТЬЕ
Диана де Пуатье: Фрагмент портрета работы Франсуа Клуэ
Прекрасная Диана де Пуатье известна к/ак возлюбленная и единственная любовь короля Генриха II. Генрих влюбился в нее, когда Диане было 27 лет, а ему – в/сего семь. Но любовниками они стали лишь чрез десять лет, когда Диане было уже 37 лет – преклонные года по меркам того времени.
Диана де Пуатье
Когда король Франциск II, старший брат Генриха, умер, и престол неожиданно перешел к последнему, Диана, несмотря на то, что Генрих уже был женат на Екатерине Медичи, стала настоящей и неофициальной королевой Франции. При коронации она получила почётное публичное мест/о, в то в/ремя как Екатерина находилась на удалённой трибуне. Король одаривал Диану бесценными подарками и осыпал драгоценностями, среди которых был и огромный бриллиант, изъятый у поверженной фаворитки Франциска, герцогини д’Этамп. Воздействие де Пуатье было т/ак велико, что король ничего не предпринимал без ее совета. Диана вершила внешнюю и внутреннюю политику Франции, осуществляла цельный контроль над делами государства, переписывалась с Папой, принимала послов и пользовалась уважением придворных и других правителей.
Костюм Уолтера Планкетта для роли Ланы Тернер в роли Дианы в фильме»Диана де Пуатье» (1956 г.)
Несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте, очаровательность Дианы всю жизн/ь завораживала Генриха – и не тольк/о его, т/ак как сохранилось масса портретов обнаженной Дианы де Пуатье, созданных членами школы Фонтенбло. Диана носила че:рный и белоснежный цвета в одежде, и они стали опознавательными цветами Генриха – он сражался под ними на турнирах и полях брани. Кроме того, она боготворила жемчуг: ни о/дин портрет Дианы, охотницы за королями (ходили слухи, что она была еще и любовницей отца Генриха, Франциска, какой, собственно, и попросил Диану заняться воспитанием младшего сына), не обошелся без этого украшения.
МАРКИЗА ЛУИЗА КАЗАТИ
Маркиза Казати: портрет работы Августа Эдвина Джона, 1919 г.
Маркиза Луиза Казати была о/дной из самых эксцентричных модниц «конца эпохи» и женщиной, допустившей образ «музы» до абсурда. Облик маркизы легко узнаваем благодаря крупным массивным украшениям, ярко-рыжим волосам и пронизывающему взгляду зеленых глаз, драматично подведенных черным углем на мертвенно бледном худом лице. Чтоб придать взгляду эту болезненную выразительность, маркиза пользовалась старым проверенным, но не совсем добрым способом: закапывала в очи белладонну – «бешеницу» или «красавку», наименование которой по-итальянски звучит к/ак «красивая женщина». Под действием капель зрачки расширялись и взор приобретал загадочный полусумасшедший глянец.
Маркиза Луиза Казати
Ее любимыми цветами были че:рный и белоснежный – как и у Дианы де Пуатье. Возможно, в этом выражался выдающийся нрав дам: сочетание черного и белого – символ крайностей, противоборства и дуальности жизни. Специально для Луизы Казати Бакст и Пуаре придумывали наряды, а Венецию она покорила, прогулявшись по улицам города в плаще, созданным великим итальянским кутюрье Фортуни, с алым парчовым капюшоном, держа на поводке двух борзых – черную и белую, на которых были ошейники из бирюзы. К слову, в своем венецианском доме она устроила натуральный зоопарк: там жили гепарды, персидские и сиамские кошки, райские птицы и змеи. Ах, разумеется: завершал венецианскую процессию темнокожий слуга с опахалом из павлиньих перьев. Вот тут резко осознаешь: жалко, что в те времена на было Instagram!
Маркиза Луиза Казати в костюме солнца, 1922 г.
В другой раз, пригласив на вечер русскую компанию знаменитостей («русское» было в моде в Париже начала ХХ века) – Александра Бенуа, Льва Бакста, Сергея Дягилева и Вацлава Нижинского – она шокировала всех своим видом: «на хозяйке вечера не было ничего, кроме змеи». В Париже маркиза развлекалась, выгуливая на поводке крокодила и появляясь в Опере в платье из перьев цапли, которые разлетались в разные стороны при каждом движении, являя миру обнаженную кожу великолепной маркизы.
Луиза Казати, 1928 г. Автор портрета — Мэн Рэй, популярный французский и американский художник, фотограф и режиссер, потомок эмигрантов из Российской империи, Каунас (Литва)
«Я увидела не женщину, а создание искусства… Широкие персидские шаровары из тяжёлой золотистой парчи, туго стянутые у щиколоток бриллиантовыми застёжками искусной работы. На ногах золотые босоножки на высоких алмазных каблуках. Декольте кончалось у широкого парчового пояса; изумительно вылепленная бюст была чуть прикрыта кружевом тончайшей работы. В ушах красовались массивные жемчужные серьги. Огромная чёрная перл переливалась на пальце о/дной руки, такого же размера белая – на другой. Лебединую шею несколько р/аз обвивала жемчужная нить», – писала о маркизе ваятель Екатерина Барятинсая в своих мемуарах.
Самый популярный портрет Луизы Казати Мэна Рэя
Но самый необычный костюм Казати оказался и самым неудачным, несмотря на великолепную идею: Пабло Пикассо придумал для неё платье из электрических лампочек, которые должны были светиться, но вместо этого маркиза получила разряд тока, словно предвещавший ее будущее: скончалась маркиза в забвении, окончательно разорившись.
СИМОНА ДЕ БОВУАР
Симона де Бовуар
Вовсе не Коко Шанель – главная феминистка ХХ века, а она – блестящая выпускница Сорбонны, о/дна из первых в мире женщин-преподавателей философии и истории, отчаянный боец с условностями, стереотипами, ханжеством, косностью и несправедливостью всех мастей – Симона де Бовуар, сделавшая феминизм – к/ак это ни парадоксально! – женским, ведь до нее заглавная дискуссия о правах женщин велась больше мужчинами и на языке мужчин.
Симона де Бовуар, 1939 г. Автор: Gisèle Freund
В Сорбонне она познакомилась с Жан-Полем Сартром, идеологом экзистенциализма и проводником самых прогрессивных и современных европейских – то имеется экзистенциалистских – идей того времени. Вместо брачного контракта – символа буржуазной косности, против которой оба и выступали – влюбленные заключили «Манифест любви», пообещав быть совместно, однако всегда оставаться свободными во всех смыслах этого слова.
Симона де Бовуар
«Женщиной не рождаются, женщиной становятся», – это афоризм, ставшее олицетворением эпохи и самой Бовуар, впервой прозвучало в 1949 году в ее книге «Второй пол», переведенной на более, чем 50 языков. В ней де Бовуар впервой – с позиции женщины! – завела реч/ь про объективацию «слабого» пола, патриархальную цивилизацию, обрекшую женщин на целомудрие и подчинение, и возможность быть не как «самка», а к/ак «сознательная личность» – то имеется быть не объектом, а субъектом.
В общем, без Симоны де Бовуар ныне не было бы ни интеллектуальной моды, ни Фиби Файло, ни Стеллы Маккартни, ни понятия унисекс, ни нового понимания красоты, стиля и сексуальности к/ак права выбора женщины из бесчисленного количества всевозможных вариантов быть подобный, какой хочет быть она сама, а не подобный, какой ее хочет лицезреть муж.